#4. Какие шесть привычек кардинально меняют нашу жизнь?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

N!kA

Мадемуазе́ль
Сообщения: 170
Реакции: 688
«Я твёрдо знаю лишь одно: я хотел бы стать лучше», – писал Альбер Камю, и все мы в том или ином отношении можем присоединиться к этим словам. Всякому знаком путь самоизменения и всякому известно, сколь он тернист, сколь труден даже для самых сильных из людей. Нам также известно, сколь легко на этом пути разочароваться, ведь мы хотим много и сразу, мы упорно стремимся к резким качественным скачкам на манер просветления в дзен-буддизме, но им сопротивляется сама природа: она движется путём эволюции, а не революции – и именно в этом простом факте кроется ключ к пониманию возможностей, ограничений и механизма саморазвития. Сам он довольно прост: сперва мы целенаправленно и обычно с трудом повторяем какое-то новое для нас действие. Затем, со временем, оно становится доведённой до автоматизма привычкой, не требующей целенаправленных усилий. Наконец, оно входит в нашу плоть и кровь и превращается в нашу вторую натуру, становится частью «Я», элементом самой личности. Именно это обстоятельство делает привычки, как хорошие, так и дурные, как привычки плоти, так и привычки духа, столь принципиально важным вопросом. Сознательно или бессознательно формируя в себе тот или другой их набор, мы ваяем собственную личность, определяем ход, перспективы и итоги собственного существования.

Можно потому представить себе процесс саморазвития как сводящийся в своей сущности к работе над закреплением положительных привычек и искоренением контрпродуктивных – и всякий, конечно, сам решает, каковое их сочетание он хотел бы в себе видеть. Любой человек в чём-то уникален, но основа у нас общая, ведь, сколько это ни отрицай, в своей сути мы – продукт серийный, потоковый. По этой причине же представляется возможным сформулировать ключевые общие условия, обеспечивающие наше счастье и способствующие нашему развитию. И чем раньше эти условия сформированы, тем лучше. Как гласит древняя мудрость, лучшее время, чтобы посадить дерево, – десять лет назад. Второе по совершенству – сейчас. Так что, если вы не начали уделять должное внимание тому, о чем сейчас пойдет речь, давным-давно, может быть, этим следует заняться теперь.

  1. Творчество и труд.
Жизнь – это движение, и движение приносит нам счастье, но лишь движение вперёд, а не вспять или по кругу, движение осмысленное, целенаправленное. Именно таково рабочее определение творчества – это любая поступательная, целенаправленная созидательная работа. Человек должен идти вперёд, должен посвящать себя чему-то большему, нежели он сам, тому, что он считает важным и соответствующим его глубинным интересам, склонностям и способностям. Творя и вкладывая себя во нечто внешнее, мы приобретаем сами, мы не просто меняем это внешнее, процесс постоянно меняет нас самих и в качестве приятного «побочного эффекта» приносит нам счастье. Никто не спорит – созидание трудно. Но не менее трудно и его отсутствие, а именно, образ жизни потребителя, который практически неизбежно ведёт к пустоте, тоске, скуке, личностному распаду, угасанию духа и жизненной энергии.

Юрий Быков пишет:

Чехов вставал в пять утра. До девяти принимал больных, затем писал, читал статьи о медицине. После обеда обучал горничных грамоте. После снова читал и писал. Вёл перепись, занимался хозяйством, объезжал уезд во время холеры и строил лечебницы.
Иногда кажется, что наше поколение страдает от депрессии просто потому что мы — самовлюбленные лентяи и бездари. Мы «ищем себя» на Гоа и Бали, слоняемся по клубам, курим траву, блядствуем и протестуем, в то время, как нужно просто работать. Добросовестно, каждодневно, не смотря на настроение и желание. Потому что единственный смысл человеческой жизни — труд. Не каторжный, против воли, но творческий с ощущением важности того, что делаешь, для остальных.
Нужно созидать, приносить пользу, быть частью чего-то большего, чем ты сам. Ты — не центр вселенной, а кирпичик в огромном здании, замысел которого тебе даже не дано постичь. Ты не придумаешь новой природы вещей. Ты либо принимаешь её и живёшь со спокойной душой, либо бунтуешь и проваливаешься в пропасть.
2. Здоровье и красота.

Наше тело – это сложнейший инструмент, который нуждается в тщательном уходе. Всякая существенная неисправность в его работе стесняет нашу жизнь, препятствует нашим целям и творческим устремлениям, дурно сказывается на мироощущении. Вот уже две с половиной тысячи лет крупнейшие мыслители от Аристотеля до Шопенгауэра и Ницше превозносят здоровье как одно из величайших благ и называют его базисом для счастливого и продуктивного существования. В большинстве своём мы, однако, в той или иной мере пренебрегаем его важностью, пускаем на самотёк – и перемена отношения к этому вопросу может кардинально изменить качество нашей жизни в будущем. Многие доходят до того, что сознательно или бессознательно считают всякое существенное внимание к здоровью и внешнему виду постыдным, суетным, мелочным, поверхностным, отчасти – это наследие древних религиозных предрассудков касательно «тела» как противоположности «духа» и греховности заботы о нём.

Разумеется, мы не властны над многими аспектами состояния нашего тела и нашей внешности, но в каком бы прекрасном или скверном состоянии они ни пребывали, надо понимать: что всегда находится в нашей власти – так это менять их в лучшую или худшую сторону. Стоит ли говорить, что в наших высших интересах целенаправленно, упорно и всю свою жизнь способствовать первой из альтернатив? И это не столь уж сложно. Забота о них распадается на относительно небольшой набор должных войти в привычку элементарных действий, касающихся правильного питания, добавок к пище, физической активности, спорта, гигиены, косметики, контроля уровня стресса и ряда других факторов. А самое главное, жизненно необходимо выработать грамотность в соответствующих сферах и привычку корректировать и пополнять свои знания в соответствии с состоянием науки и технологии. Как и с творчеством, как со всеми существенными сторонами существования, это долгий и постепенный процесс, плоды которого вы начнёте видеть лишь со временем. Главное, будьте последовательны, и результаты вас приятно удивят.

3. Познание и самосовершенствование.

Познание самого себя и мира вокруг, совершенствование собственной личности представляют собой две принципиальные формы творчества, о важности и даже безальтернативности которого для человеческого существования речь шла выше. Они есть неотчуждаемые и естественные побуждения всякого здорового разумного существа, вектора, по которым нас неизменно толкает сидящая в нас экспансивная энергия жизни, ницшевская «воля к власти». По той же причине они приносят нам сильнейшую радость, ибо есть формы движения вперёд. Познание и саморазвитие к тому же дают нам возможность обеспечить принципиальную основу человеческого счастья – уважение к себе, здоровые гордость и довольство собой – и тем самым устранить коренную причину несчастья, то есть, горькое недовольство собой. Шопенгауэр справедливо пишет:

Чувство собственной негодности представляет собою не только самое большое, но и единственное истинное духовное страдание: все другие духовные страдания могут быть не только исцелены, но и немедленно и совершенно подавлены уверенным сознанием собственной ценности. Кто вполне уверен в ней, может совершенно спокойно переносить страдания, которые иначе довели бы до отчаяния, — он может без радости и без друзей быть самодостаточным и опираться на себя, — столь могучим является то утешение, которое рождается в нас от живого убеждения в нашей собственной ценности, — и потому его надо предпочитать всем благам в мире. Наоборот, в сознании собственного ничтожества не может утешить ничто на свете; его можно только замаскировать посредством обмана и фиглярства, или заглушить сутолокою жизни, но и то и другое — ненадолго.
«Введение в философию»
Человеческая натура и человеческая культура, однако, подвержены болезням, перверсиям и деформациям: они легко подавляют и самые естественные наклонности, потому нам не следует ждать их спонтанного проявления от случая к случаю. Познание и самосовершенствование следует воспринимать как сознательные и целенаправленные установки, они должны войти в привычку.

Важно при этом понимать, что пренебрежение ими имеет не только очевидные практические недостатки в виде неполноценности нашей личности, нашего жизнеощущения и даже места в социуме (в информационном обществе образование и развитость становятся возрастающе важными социальными индикаторами). Как только мы прекращаем расти, силы распада и деградации, каждую секунду подтачивающие нас и всё в этой вселенной, начинают обгонять силы созидания – мы всё больше и больше поддаёмся энтропии. В реальной жизни ситуация обстоит лишь немногим мягче, чем в Зазеркалье, о котором пишет Льюис Кэрролл: здесь «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Бежать со всех ног вовсе не обязательно, но если вы не будете шагать вперёд – личность ваша обречена на преждевременный распад.

4. Вкус.

Придётся долго искать, чтобы найти лучшее описание того, что собой представляет вкус, чем это изложено у Ницше:

Многого не видеть, не слышать, не допускать к себе — первое благоразумие, первое доказательство того, что человек не есть случайность, а необходимость. Расхожее название этого инстинкта самозащиты есть вкус. Его императив повелевает не только говорить Нет там, где Да было бы «бескорыстием», но и говорить Нет так редко, как только возможно. Надо отделять, устранять себя от всего, что делало бы это Нет все вновь и вновь необходимым. Разумность здесь заключается в том, что издержки на оборону, даже самые малые, обращаясь в правило, в привычку, обусловливают чрезвычайное и совершенно лишнее оскудение. Наши большие издержки суть самые частые малые издержки. Отстранение, недопущение приблизиться к себе есть издержка — пусть в этом не заблуждаются, — растраченная на отрицательные цели сила. От постоянной необходимости обороны можно ослабеть настолько, чтобы не иметь более возможности обороняться.
Вкус есть, таким образом, практическое применение способности различать между полезным и вредным. Он есть умение ограждать себя от пагубного, чуждого и пустого, постоянное столкновение с которыми чревато изнашивающими нас энергетическими тратами, потерей времени и регрессом нашей личности. Взаимодействие с людьми развитыми, сильными, движущимися вперёд заставляет нас самих расти быстрее, воодушевляет и мотивирует к движению по восходящей и стимулирует к проявлению своих лучших сторон в общении с ними. Напротив, постоянное взаимодействие с людьми пустыми, катящимися по наклонной или в лучшем случае ходящими кругами с абсолютной неизбежностью заставляет нас упрощать и уродовать свои мысль, речь, чувства, дисциплину, их пример и присутствие подрывает лучшие стороны нашего «Я», давая ход силам распада и регресса. Избирательность в музыке, в литературе, в кино, в искусстве в целом предполагает хотя бы заметное присутствие в нашей жизни таких произведений, которые поощряют лучшие стороны нашей личности, будят и стимулируют мысль, чувство и воображение. Если пичкать своё сознание исключительно низкопробной пищей, пустой жвачкой, начиненной глупыми клише, незрелыми стереотипами поведения и идеологическими вирусами, наш внутренний мир неизбежно поселит этих гостей у себя. И это ещё одна сфера нашей жизни, которую нельзя отдавать на откуп стихийности и спонтанности, ожидая, что случай устроит всё наилучшим образом.

5. Контроль мировосприятия.

Ни для кого не секрет, что в общем и целом важна не столько «объективная» картина происходящих в нашей жизни событий и их фабула, а наше отношение к ним. Человек, считающий себя счастливым, сколь бы ни плачевно было его положение для наблюдателя, – счастлив. Человек, полагающий себя несчастным и в самых благоприятных с внешней точки зрения обстоятельствах, – несчастен. Однако осуществить этот ловкий трюк кардинальной перемены фокуса на практике – сложнейшая задача, которой посвящено чуть ли не большинство духовных практик и учений человечества. Столь далеко, однако, заходить не обязательно, чтобы начать извлекать из использования данного факта определённые выгоды. Нужно относиться к контролю своих чувств, эмоций и реакций как к любой иной закладываемой привычке: постепенно, путём поощрения одних состояний сознания и подавления других изменять их баланс внутри нашего «Я» в желаемом направлении. И эта нехитрая стратегия была известна давно. Так, великий стоик Эпиктет отмечает:

Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать; чтобы выучиться хорошо читать, надо много читать и т. д. Наоборот, если перестанешь делать то, к чему привык, то и сама привычка понемногу пропадёт. Если ты, например, пролежишь десять дней, не вставая, и потом станешь ходить, то увидишь, как слабы стали твои ноги. Значит, если ты хочешь привыкнуть к какому-нибудь делу, то тебе нужно часто и много делать это дело; и наоборот, если ты желаешь отвыкнуть от чего-нибудь, то не делай этого.
То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, — ты подкладываешь дрова в огонь. Когда ты поддался плотскому соблазну, то не думай, что ты провинился только в этом, и больше ничего: нет, ты в то же время усилил еще и привычку к похотливым поступкам. Всякий разумный человек скажет тебе, что наши душевные недуги, наши злые помыслы и желания так именно и усиливаются.
«В чём наше благо?»
Целенаправленно и сознательно формируемая привычка контролировать состояния сознания и эмоции позволяет человеку значительно улучшить микроклимат собственного внутреннего мира – пускай и совсем не сразу; обычно, лишь после некоторого количества лет усилий. Научившись конструктивно реагировать на человеческие хамство, ограниченность и глупость, на свои неудачи и несчастья, не преувеличивая их масштаба, находить радость в моменте, мы не только сберегаем собственную энергию и повышаем качество жизни. Как доказала современная наука, стресс оказывает столь глубокое негативное воздействие на организм, что добирается даже до самого фундаментального уровня его функционирования: подавляет секрецию фермента теломеразы – а как раз это базовый механизм старения. Так что уберегите себя от преждевременного дряхления.

6. Качество речи и мысли.

Последняя привычка – и, хочется сказать, не по значению – находится на пересечении описанных выше пяти пунктов. Работайте над тем, как вы мыслите и как вы выражаете свои мысли, над красотой, точностью, связностью, лаконичностью и богатством стиля. Это не просто важнейшее направление саморазвития и ключ к успеху во множестве областей жизни. Язык – это средство с помощью которого мы даём выход и выражение своему «Я», и чем полнее мы способны это сделать, тем свободнее нам дышится. Язык, далее, – это призма, через которую мы воспринимаем окружающий мир, и чем она богаче, совершеннее и полнее, тем полнее и прекраснее раскрывается перед нами вселенная. Мир человека косноязычного – это, за редкими исключениями, мир пещерного человека. В нём нет ни глубины, ни измерений, он состоит из простейших форм и красок. Не обедняйте себя и не уподобляйтесь пещерным людям, пользуйтесь теми возможностями, что дала нам природа: совершенствуя средства истолкования и описания реальности, мы совершенствуем её саму. Творя свой внутренний мир, мы творим и мир внешний, ибо никакая иная реальность, помимо данной нам в ощущении, сознании и языке, нам не доступна. Сделайте это творчество привычкой – и вам воздастся. Не сразу, но со временем, ибо это путь долгий и непростой.

Иосиф Бродский, знающий в данной теме толк, призывает всех нас:

Сосредоточьтесь на точности вашего языка.
Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счётом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды.
Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее. Одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу.
Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда — и книги стихов. Да и вообще книги стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру.
[Речь перед выпускниками Мичиганского университета, декабрь 1988 года]
© Олег Цендровский
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Пользователи, которые просматривают эту тему (Всего: 1, Участники: 0, Гости: 1)

Сверху